Петрова Ксения (Приозёрск) «Актуальное интервью»

Все вопросы, связанные с защитой окружающей среды, являются важными.

    2013 год объявлен в России и странах СНГ годом экологической культуры. Указом Президента РФ В. Путина рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года охраны окружающей среды. О проблемах и решении вопросов охраны окружающей среды в Ленинградской области и Приозерском районе мы попросили рассказать депутата Законодательного собрания Ленинградской области, заместителя председателя постоянной комиссии по экологии и природопользованию Василия Максимовича Кострицу.

– Василий Максимович, как вы оцениваете экологическую обстановку в Ленинградской области?
– В целом, экологическая обстановка в Ленинградской области оценивается как умеренно напряженная. Такая оценка требует от всех нас пристального внимания к проблемам, связанным с защитой природы от влияния отходов человеческой деятельности.
Наиболее острой проблемой можно считать ситуацию в сфере утилизации отходов. Сегодня лицензированные объекты размещения твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов имеются на территориях 14-ти районов Ленинградской области. Неудовлетворительная ситуация по размещению ТБО остается в Кировском, Ломоносовском и Подпорожском районах, на территориях которых отсутствуют лицензированные полигоны. Отходы из этих районов приходится размещать на объектах, расположенных за пределами своих территорий, что приводит к дополнительным затратам.
Серьезной проблемой являются несанкционированные свалки. Их, по самым скромным подсчетам, в области около двух тысяч. Достаточно съехать в лес по любой грунтовке, чтобы обнаружить залежи мусора. Они есть везде, где есть дороги.
Еще одна острая проблема – это загрязнение водных ресурсов. Все крупные и средние реки, протекающие по территории области – Свирь, Паша, Оять, Сясь, Волхов, Нева, Луга, Плюсса, относятся к категории «загрязненных», а нижние и средние участки рек Тосна, Мга, Ижора, Черная – к категории «грязных» и «очень грязных». Основной причиной загрязнений является сброс в водоемы недостаточно очищенных или вовсе неочищенных сточных вод. К сожалению, по объему загрязненных сточных вод Ленинградская область занимает четвертое место среди регионов Северо-Западного Федерального округа.
Должного внимания требует проблема, связанная с водозахватом. Это также влияет на чистоту вод. По данным экологов, только в трех районах – Приозерском, Всеволожском, Выборгском – захвачено более 200 береговых зон.
Нельзя обойти стороной вопросы загрязнения атмосферного воздуха, радиационных загрязнений некоторых районов, незаконной вырубки леса и т. д. Все они влияют на общую экологическую обстановку региона.

– Неутешительная картина. И как эти проблемы планируется решать в Ленинградской области?

– Обеспечение экологической безопасности в Ленинградской области является одним из первоочередных вопросов. Постановлением Правительства Ленинградской области от 8 апреля 2013 г. № 95 утвержден Перечень государственных программ Ленинградской области, в который входит государственная программа «Охрана окружающей среды Ленинградской области». Основными направлениями данной программы являются: обеспечение экологической безопасности и качества окружающей среды; повышение эффективности использования и воспроизводства природных ресурсов и минерально-сырьевой базы; сохранение объектов животного мира и охотничьих ресурсов; поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий; повышение эффективности функционирования системы экологического контроля и надзора; повышение эффективности функционирования системы государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня. В рамках государственной программы на территории области реализуются долгосрочные целевые программы: «Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на 2011–2015 годы», «Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2011–2015 годы»; «Развитие лесного хозяйства Ленинградской области на 2013–2015 годы»; «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2011–2015 годах» и другие. Все они направлены на комплексное решение проблем по экологической безопасности региона.


– Как вы оцениваете экологическую обстановку в Ленинградской области и в Приозерском районе?
– В целом, экологическая обстановка не вызывает серьезных опасений. Приозерский район среди районов Ленинградской области относится к районам с низкой экологической напряженностью. Но проблемы все же существуют, и их необходимо решать.
Это – проблемы в части обращения с отходами в садоводческих некоммерческих товариществах; несанкционированные свалки; отсутствие координа-ционной структуры в части сбора, транспортировки и размещения отходов, расположенных в границах Приозерского района. Нельзя обходить стороной  незаконную вырубку леса, разработку карьеров, самозахват береговых зон.
Большую угрозу составляет обывательское и потребительское отношение людей к природе и окружающей среде.

– Василий Максимович, недавно на заседании Постоянной комиссии по экологии и природопользованию поднимался вопрос по Антикайненскому лесничеству. Так к каким же окончательным выводам пришла комиссия?
– На сегодняшний день комиссия еще не завершила свою работу по данному вопросу. На заседании, которое проходило 16 сентября, было принято решение создать рабочую группу и на месте разобраться о правомочности действий Приозерского районного общества охотников и рыболовов. Выездное заседание комиссии состоится 15 октября, после чего будет вынесено решение.

– Одна из проблем, которая сегодня бурно обсуждается в СМИ – это захват береговой линии, нарушение прав граждан на свободный доступ к берегам рек и озер. Что вы думаете по этому поводу?
– Важно осознать, что самозахват береговой линии – это нарушение закона. Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе свободно находиться на береговой полосе водного объекта общего пользования, а также использовать ее для личных и бытовых нужд, в том числе для любительской рыбалки. Для большинства водных объектов береговая полоса определяется шириной 20 м, для рек протяженностью менее 10 км ее ширина составляет 5 м. Никто не вправе перегораживать береговую полосу, препятствовать проходу и нахождению на ней.
Что касается нахождения автомобилей на береговых полосах, то это также запрещается Водным кодексом РФ. Важно отметить, что с 2006 года запрещено оформлять береговые полосы в собственность. На тех участках, которые были оформлены в собственность до 2006 года, действует публичный сервитут, обязывающий владельцев данных участков обеспечивать свободный проход и нахождение граждан на береговых полосах. Таким образом, если некий пляж или просто участок берега, который в прошлом, позапрошлом и т. д., вплоть до 2006 года, был свободен, сейчас огораживается и застраивается, то можно быть уверенным, что имеет место нарушение закона.

– Вопрос об экологической культуре поселений Приозерского района. Как вы оцениваете состояние парков и скверов – их благоустройство и развитие?

– Сегодня в муниципальных образованиях как первого, так и второго уровней делается довольно много в плане благоустройства территорий, в том числе скверов и парков. Но, к сожалению, отсутствует культура поведения отдельных граждан, которые ради собственной прихоти уродуют скамейки, портят газоны, ломают деревья, выкапывают цветы и т. д. Сколько трудов стоит создать красоту, но еще больше – ее сохранить.
Недавний пример. В августе прошлого года в пос. Кузнечное был открыт новый сквер с «Деревом желаний», который явился хорошим украшением центральной части поселка и полюбившейся зоной отдыха для местного населения. Но кому-то понадобилось испробовать на прочность металлическое дерево. В итоге ветки были изогнуты, листочки обломаны. В этом году ко Дню поселка дерево отреставрировали, установили «Поцелуев мост», который стал продолжением сквера. Но кому-то ухоженная территория не давала покоя. В связи с участившимися вандальными действиями ко мне обратилась глава администрации Кузнечнинского городского поселения Г. Галич с просьбой установить камеры видеонаблюдения. Теперь на Доме культуры была выставлена система видеонаблюдения, состоящая из четырех видеокамер, одна из которых поворотная. Все-таки данная мера будет сдерживать разрушительные порывы жителей. Но ведь невозможно установить видеокамеры во всех скверах, парках. Опять мы возвращаемся к культуре поведения и воспитания человека.
Но есть и другие случаи, когда из-за безразличия руководителей та или иная территория лишается возможности к ее совершенству. Так произошло с «Поцелуевым мостом», который должен был украсить парк у Культурного центра «Карнавал». Но по каким-то причинам в городе Приозерске не нашлось специалистов, которые могли бы его установить и облагородить территорию лесного ручья, берега которого должен был соединять мостик. Теперь этот мост стоит в Кузнечном.
Более печальная ситуация произошла с элементами чугунного ограждения, которые должны были украсить пос. Мичуринское. Но вместо этого 147 штук секций чугунной ограды весом 8,82 тонн по решению первых лиц поселения были сданы в металлолом, несмотря на то, что данная ограда на протяжении десятилетий являлась составной частью общего ограждения Октябрьской набережной в Санкт-Петербурге и могла украсить любое поселение Приозерского района. Опять же, все дело рук человеческих.

– Что вы думаете о ситуации регулярного выброса пыли со стороны предприятия «Лесплининвест», которая так долго обсуждалась в СМИ и на уровне районного депутатского корпуса?

– По данному поводу могу сказать лишь одно – я в курсе создавшейся ситуации, но за все время ко мне, как к депутату, не было ни одного обращения граждан по данному вопросу. Будут обращения – будем работать.

– На ваш взгляд, как бороться с несанкционированными свалками в лесах – ведь они скоро выйдут за рамки экологической катастрофы…

– Необходимо отметить, что уже начата системная работа по ликвидации несанкционированных свалок в лесах, вдоль дорог, в карьерах. Это и проверки, и работа с муниципальными образованиями, и экопросвещение. За счет регионального бюджета устанавливаются мусорные контейнеры вдоль автодорог и в местах массового отдыха граждан. Также одной из мер, направленных на решение проблемы, может стать изменение системы оплаты за вывоз мусора. Сейчас перевозчики зачастую просто не довозят отходы до полигонов – выкидывают по дороге.
Если между полигоном и управляющими компаниями будут прямые договоры, а перевозчик будет получать деньги только по факту сдачи мусора, ситуация может улучшиться.
Кроме того, Природоохранной прокуратурой в настоящее время создается интерактивная карта незаконных мусорных свалок в Ленинградской области. Это позволит систематизировать информацию о количестве и территориальном расположении мусорных свалок. Кроме того, жители Ленинградской области могут также сообщать о незаконных свалках – с помощью горячей линии на сайте Природоохранной прокуратуры.
Думаю, что повышение размера штрафа  виновникам свалок также позволит уменьшить их количество. Сегодня штраф для физических лиц, которые и являются основными «загрязнителями» садоводств и лесов, составляет всего 5 тысяч рублей, а эта сумма несоизмерима к объему накопленных отходов.
И конечно, нельзя забывать об отсутствии культуры в поведении людей. Ведь мусор не появляется сам собой, его бросает человек. Не зря существует поговорка, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

– Как вы оцениваете реализацию бюджетной политики государства в целом и Ленинградской области в частности, направленной  на охрану окружающей среды?

– При принятии федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов на охрану окружающей среды в РФ бюджетные ассигнования составили 70,9 миллиарда рублей, в том числе: на 2013 год – 22,8 миллиарда рублей, 2014 год – 24,0 миллиарда рублей, 2015 год – 24,1 миллиарда рублей.
На реализацию долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2011–2015 годы» первоначально на 2013 год была утверждена сумма консолидированного бюджета в размере 66,7 млн руб., в том числе: областной бюджет – 51,8 млн руб., федеральный бюджет – 7,5 млн рублей, местные бюджеты – 7,3 млн рублей.
Это суммы только по реализации данной программы. Выше мы говорили, что экологическая безопасность области зависит от многих факторов и для ее обеспечения в регионе реализуется насколько долгосрочных программ. Бюджетная политика Ленинградской области выстроена таким образом, чтобы были затронуты все важные аспекты жизнедеятельности региона.  Так что я не ошибусь, если скажу, что бюджетная политика имеет стабильный характер.

– 2013 год указом президента РФ признан годом экологии. Какие, на ваш взгляд, наиболее удачные инициативы были реализованы в области экологии в Ленинградской области?
– Делается очень и очень многое. Это и создание специального природоохранного сайта, где каждый может познакомиться с вопросами экологии и в том числе сообщить о проблемах (таких, например, как несанкционированные свалки). Это – создание Общественного экологического совета при губернаторе области, и борьба с застройкой берегов, и строительство мощных очистных сооружений, и различные экологические акции, и экологическое воспитание в том числе!
Но, на мой взгляд, самая глобальная работа в области ведется по лесовосстановлению – ведь лес это не только одно из главных богатств Ленинградской области, но и ее зеленые легкие. Буквально 5 октября в рамках Всероссийской акции под девизом «Живи, лес!» волонтеры природоохранных организаций, госслужащие, работники лесного хозяйства, школьники, студенты, да и просто все желающие смогли посадить молодые деревья и очистить леса от мусора. Сажали деревья в том числе и в Приозерском районе, в местах, которые наиболее пострадали во время урагана 2010 года.

– Какую работу, направленную на защиту окружающей среды, вы считаете в своей депутатской деятельности приоритетной?
– Для меня все вопросы, связанные с защитой окружающей среды, являются важными. Поэтому своим долгом считаю – принимать активное участие в решение проблем, существующих в настоящее время в Ленинградской области, а также оказывать всестороннюю помощь гражданам  и территориям муниципальных образований в решении проблемных экологических вопросов.

Comments are closed.